По оценкам представителей фитнес-индустрии, до конца 2020-начала 2021 года в России могут закрыться около 70% фитнес-клубов из-за падения выручки во время пандемии. Такое предположение осенью высказали в Национальном фитнес-сообществе.
Ранее аналогичные прогнозы давали также в Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (туда входит более 50 фитнес-сетей со всей страны). АиФ.ru узнал у юриста, можно ли вернуть деньги за неиспользованный абонемент в случае, если клуб закрылся либо приостановил работу из-за коронавирусных ограничений.
Можно ли вернуть полную стоимость абонемента в фитнес-клуб или только часть денег?
Как поясняет юрист Натан Будовниц, в случае закрытия клуба, человек может потребовать вернуть деньги, которые он уплатил при приобретении клубной карты или при заключении договора на обслуживание.
«Единственное, клиент не может потребовать вернуть средства по договору в полном объеме, поскольку какое-то время он услугами клуба пользовался. В соответствии с законом о защите прав потребителей, потребитель услуги может в любой момент отказаться от договора, уплатив исполнителю ту часть услуг, которая фактически была оказана», — говорит юрист.
Это означает, что с момента, как клуб закрылся, клиент имеет право полностью отказаться от договора и потребовать вернуть остаток средств. Юрист добавляет, что можно, конечно, попробовать вернуть всю сумму абонемента, но то, что клуб это сделает — маловероятно.
Что нужно сделать в первую очередь, чтобы вернуть деньги?
Например, человек купил абонемент на год, отходил полгода, а клуб внезапно закрылся. Ему нужно будет сделать перерасчет этой суммы и потребовать от клуба вернуть остаток по договору. Для этого клиент в письменном виде составляет претензию. Ее нужно отдать администрации клуба.
«Если администрация клуба недоступна, нет представителей или должностных лиц, к которым можно обратиться, чтобы вручить им претензию в бумажном виде, то она направляется обычной почтой по адресу местонахождения юридического лица, указанном в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом юридический адрес может не совпадать с фактическим адресом местонахождением клуба», — поясняет Натан Будовниц.
Юрист обращает внимание, что даже если в клубе не отвечают, очень важно направить претензию по почте — она понадобится в случае дальнейшего судебного разбирательства.
А если клуб приостановил деятельность из-за коронавируса, можно ли вернуть деньги за абонемент?
В этом случае действует та же схема — по закону потребитель может в любой момент отказаться от договора. Он также может направить в клуб претензию и потребовать вернуть остаток средств. Но надо будет рассчитать, сколько дней по абонементу у клиента осталось и сколько денег клуб должен ему вернуть. Тут уже может возникнуть спор с клубом о том, как именно производить расчет оставшихся дней.
Как правильно посчитать оставшиеся дни?
Натан Будовниц советует перед тем, как расторгать договор с клубом, сначала прийти туда и попросить выдать вам бумажный документ с подписью и печатью должностного лица о том, сколько у вас осталось оплаченных дней. И тогда, в случае судебного разбирательства, клуб не сможет этими днями манипулировать.
«Это может быть справка, выписка, что угодно. Главное, чтобы на документе стояла печать и подпись. Тогда в клубе не смогут заявить, будто они не знают, откуда этот документ и что они не согласны с расчетом», — разъясняет юрист.
Клуб отказался удовлетворять претензию, как быть?
Если клуб не удовлетворил претензию в течение 10 дней, положенных по закону, то клиент может обратиться с иском в суд. Затем, на основании решения суда он получает исполнительный лист, который передают в службу судебных приставов. Решение суда подлежит немедленному исполнению с момента вступления в силу.
«Приставы начинают разыскивать все счета клуба, на которых есть деньги и другое имущество. Если клуб не успел ничего распродать за это время, то имущество тоже продается с торгов судебными приставами для того, чтобы удовлетворить требования кредитора», — рассказывает юрист. Что еще имеет право взыскать потребитель в суде?
Обращаясь в суд, потребитель имеет право также взыскать с клуба неустойку, штраф за неисполнение добровольной выплаты и моральный вред.
«Но в России, к сожалению, моральный вред оценивается всегда по самым низким критериям. Поэтому на значительные суммы возмещения морального вреда я бы не рассчитывал», — предупреждает Будовниц.
При этом эксперт отмечает, что неустойка и штраф вполне компенсируют ту сумму, которую требуют потребители, зачастую удваивая или утраивая ее. «Поэтому клубу всегда надо подумать, стоит ли доводить дело до суда» , — резюмирует он.
А если клуб отказывается платить по исполнительному листу или у него нет средств?
При наличии задолженностей может быть инициировано банкротство юридического лица. Но эта процедура очень долгая.
«В случае, если у компании нет денег и имущества, то их невозможно будет взыскать по решению суда в рамках исполнительного производства. Предварительно юристы анализируют судебную перспективу взыскания денег. Надо понимать, что получить решение суда о взыскании средств и исполнить его, это разные вещи», — говорит Будовниц.
Он добавляет, что, если у должника нет ни имущества, ни денег, то решение суда нельзя будет исполнить просто так. Этим надо будет заниматься более серьезно, на уровне банкротства, если это возможно.
«Все зависит от того, какое имущество вообще у должника было, можно ли привлечь к субсидиарной ответственности лиц, из-за которых компания была доведена до такого состояния. Кроме того, есть такое понятие как преднамеренное банкротство», — говорит юрист.
Эксперт поясняет, что инициатором банкротства может быть как клиент клуба (если позволяет размер задолженности, установленной законом), так и любой другой кредитор, либо сама компания. Затем уже, в рамках банкротства человек, если подаст своевременно заявление, может включиться в реестр кредиторов и требовать деньги в рамках своей очереди.