Вас сняли с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий: боритесь, и вы победите!

Забавные вещи происходят в нашем Московском государстве, живущем отдельно от Конституции РФ, федерального законодательства, по своим собственным писанным и даже неписанным правилам.

Несоблюдение чиновничьей кастой закона, неуважение к нам являются привычным делом, но когда чиновники начинают покушаться на самое святое для нас — жилищные права, чаша терпения наших граждан переполняется, и они, наконец, вспоминают, что за свои права надо и можно бороться, поскольку наши шулеры от государства даже не удосуживаются обзавестись элементарным пакетом правовых знаний, ничем в этом, собственно, не отличаясь в правовом смысле от девственного населения нашей страны.

Несмотря на громкие заявления небожителей нашего государства, военнослужащие и их семьи по-прежнему являются одной из самых незащищенных категорий наших граждан, причем угроза, постоянно висящая над ними, исходит прежде всего от государства, которому они служат, и за которое должны отдать жизнь.

Статьей 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» жизнеутверждающе установлено, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Но установленные гарантии правовой и социальной защиты, видимо, воплощаются в жизнь в каких-то параллельных мирах, где живут наши законодатели, мы же, ходящие по земле, живем совсем в другом мире, поскольку представители власти неустанно занимаются нарушением установленных законом прав.

Обычная советско-российская семья бывшего военнослужащего: гражданин, уволенный с военной службы, его супруга и дочь.

В 1992 году военнослужащий С. увольняется с военной службы по болезни с правом ношения военной формы одежды, имея право на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Уволившись с военной службы, С. вместе с семьей изрядно помотался по стране, в конце концов приехав к взрослому сыну в Москву. Надо отдать должное чиновникам в регионах, что везде без особых проволочек семья C. ставилась на учет по улучшению жилищных условий как семья военнослужащего, уволенного с военной службы.

Приехав в Москву и зарегистрировавшись на жилую площадь сына, семья С. тоже была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Только вот жизненный путь С. оказался значительно короче времени, необходимого нашему государству для обеспечения жильем граждан, отдавших молодость, силы, здоровье в служении Отечеству, которое взяло на себя обязательство обеспечить своих защитников в частности жильем, как в период службы, так и после ее окончания.

Постановка семьи на учет для улучшения жилищных условий и кончина уволенного с военной службы С. произошла в 2001 г. с разницей в месяц.

До 2005 года семья С. и городские чиновники друг о друге не вспоминали, пока вдова С не набралась дерзости обратиться с заявлением о включении ее семьи из 2-х человек на участие в Президентской программе «Государственные жилищные сертификаты».

Через некоторое время семьей С. было получено письмо из Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда, из которого следовало, что семья С. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий снята.

Если Вы сомневаетесь, что чиновники Департамента в указанном письме указали причину снятия с учета, правовые основания, а также разъяснили порядок обжалования такого решения, то, к сожалению, Вы абсолютно правы в своих сомнениях. Ничего внятного, кроме констатации факта снятия с учета в письме не было.

Полтора года семья С. занималась перепиской, чтобы выяснить причину снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Я не могу сказать, что им своевременно не отвечали. Они получали ответы на свои запросы, но сложилось такое впечатление, что чиновники при ответе на вопрос его не слышат, и это ваши проблемы, попали вы в его клише ответа или нет.

На этом «оптимистичном» этапе семья С. решила обратиться за юридической помощью, правда не к государству, которое такую помощь гарантирует, а к адвокату.

Сложность данного дела заключалась в том, что мы не знали действительных оснований, по которым, семья С. была снята с учета, что усложняло правовой анализ ситуации, так как фантазии чиновников на правовые темы в силу их своеобразного государственного мышления непредсказуемы.

Надо все-таки отдать должное чиновникам — устно нам дали понять, что семья была снята с учета, поскольку после увольнения С. с военной службы, семья С. в Москву не направлялась, и на учет была принята необоснованно.

На основании сделанного нами анализа было подготовлено и подано заявление в суд о признании недействительным Распоряжения Главы Управы района «Аэропорт» г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С учетом полученной нами устной информации о причинах снятия с учета (семья не направлялась в Москву после увольнения со службы) нами были подобраны как положения нормативных актов, так и выводы Верховного суда РФ, содержащиеся в отдельных решениях, подтверждающих неправомерность оспариваемого нами решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это ст.15, 23, 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункты 13, 14, 16, 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года №1054; Определение Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 26.10.2006 г. №КАС06-344; Обзор судебной практики Верховного суда РФ за третий квартал 1999 г., утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 29.12.1999 года.

Мы не ошиблись в ожиданиях относительно оригинальности позиции представителя Управы района в обоснование обжалуемого нами решения.

По логике чиновников семья С. правомерно была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий поскольку:

 

  • Семья С. после увольнения с военной службы в Москву не направлялась;
  • Семья С. перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как С. умер, а его семья более не нуждается в улучшении жилищных условий, так как по нормам жилой площади, приходящейся на одного человека, несколько комнат сына в квартире коммунального заселения по мнению чиновников были достойной заменой обязательств, принятых на себя государством, по обеспечению жильем граждан, имеющих статус военнослужащих.

    При этом представитель Управы района, как водится, не посчитал нужным сослаться на какие-либо правовые акты в обоснование своей позиции о том, что правом выбора постоянного места жительства в любом населенном пункте военнослужащие обладают только при увольнении. Более того, представитель заинтересованного лица заявил, что право выбора военнослужащими постоянного места жительства должно обходить стороной Москву и Санкт-Петербург. Конституция РФ и Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в Москве, видимо, не действует, или московским чиновникам про эти нормативные акты ничего неизвестно.

    Вот, она, любовь Родины к своим защитникам.

    Суд требования семьи С. удовлетворил полностью, и семья С. была восстановлена на учете по улучшению жилищных условий.

    Судом было отмечено, что из положений Закона РФ «О статусе военнослужащих» не следует, что правом выбора постоянного места жительства в любом населенном пункте военнослужащие обладают только при увольнении. Пунктом же 22 Правил учета предусмотрено право уволенного с военной службы гражданина изменить место постоянного жительства после увольнения со службы и встать на очередь в другом населенном пункте. При этом документы учетного дела по заявлению такого гражданина должны быть высланы в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.

    Самым же замечательным в данном решении была оценка судом возражений представителя Управы в отношении отсутствии жилищной проблемы семьи С. в связи со смертью С. и наличия жилья у сына С., где были зарегистрированы заявители по настоящему делу.

    Суд указал заинтересованному лицу, что его возражения несостоятельны, поскольку в установленном Федеральным законом РФ «О статусе военнослужащих» порядке жилье заявителям не предоставлялось, а в жилом помещении сына С. они лишь зарегистрированы.

    Таким образом, вдова и дочь покойного С. смогли защитить и восстановить свои нарушенные жилищные права, и будем надеяться, что их жизненный путь окажется значительно длиннее того срока, который необходим нашему государству для выполнения взятых на себя обязательств перед собственными гражданами, имеющими статус военнослужащих.

    Семейный адвокат Будовниц Владислав